Особенности психофизического развития ребёнка дошкольного возраста

  1. «Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. Что понимается под психомоторным развитием ребёнка?

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка, благодаря чему происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Развитие организма ребенка представляет собой сложный непрерывный процесс, сопровождаемый морфологическими, функциональными и биохимическими изменениями, которые на разных этапах имеют отчетливо выраженную последовательность и цикличность.

Кроме этого развитие организма ребенка протекает стадиально; причем каждая последующая возрастная стадия возникает при окончательном формировании предыдущей.

Развитие малыша имеет две составляющие: психическое и физическое развитие, которые тесно взаимосвязаны; отставание одного из них может приводить к задержке другого.

Организму ребенка присуща пластичность, благодаря чему он приобретает возможность изменяться под воздействием каких-либо условий (внешних или внутренних) и усваивать накопленный опыт. Благодаря этому уникальному свойству возможна компенсация или восстановление психических или физических функций в случае их отсутствия или недоразвития.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет воспитателям и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: следить за их физическим и психическим развитием, подбирать упражнения, закаливающие процедуры, игры. 

И, конечно, знания об этапах развития ребёнка позволяют своевременно заметить малейшие отклонения в развитии и как можно раньше начать коррекционную работу с целью предотвращения формирования грубых нарушений в развитии ребёнка.

  • Каковы основные этапы развития ребёнка и что он должен уметь делать в разные периоды жизни?

-период новорожденности (первые 28 дней жизни)

-период грудного возраста (с 29 дня до 1 года)

-преддошкольный период (с 1 года до 3 лет)

-дошкольный период (с 3 до 6 лет)

— младший школьный период (с 7 до 11 лет)

— старший школьный период (с 12 до 18 лет)

Границы отдельных возрастных периодов не резки, они переходят друг в друга.

Одной из особенностей развития детей в настоящее время является акселерация — ускорение развития, большой вес и рост в отдельных возрастных группах, раннее наступление половой зрелости.

Каждый возрастной период имеет свои особенности и необходимо знать, на что особенно важно обратить внимание в данный момент. А познакомившись со сроками формирования основных навыков, можно определить уровень развития ребенка и своевременно обратиться за помощью к специалисту в случае необходимости.

Первый и очень важный этап развития ребёнка происходит на первом году жизни. В это время отмечается очень интенсивное развитие, когда ребёнок буквально каждый день делает что-то новенькое и внимательная мамочка может обратить на это внимание.

Мы остановимся только на важнейших этапах его развития:

в 2-4 мес хорошо ребёнок должен держать голову, если он до 4-х месяцев этого не делает, то надо обратиться к специалистам и исключать серьёзную патологию ЦНС. С этого же времени ребёнок начинает узнавать маму и других членов семьи, реагировать на них смехом или повизгиванием;

к 4-5 мес – ребёнок начинает переворачиваться с живота на спину и обратно, начинает гулить, ощупывать предметны руками, кратковременно удерживать вложенные в руку погремушки и другие игрушки;

к 7-8 мес — самостоятельно садиться, брать ладонным захватом игрушки, развивается лепетная речь;

к 9 мес. – ползать на четвереньках;

Это очень важный период в подготовке к вертикализации, то есть в процессе ползания укрепляются все мышцы спины, ягодиц, верхних и нижних конечностей, формируется шаг. И, очень плохо, когда этот этап заменяется полностью ходунками.

к 10 мес — вставать, ребёнок осуществляет ножницеобразный захват с противостоянием большого пальца, активный лепет в виде чётких слогов;

к 1 году – ходить, произносит 8-10 простых слов, выполняет простые инструкции, машет на прощание, говорит спасибо кивком головы и т д. В это время начинается приобщение ребёнка к общему столу.

К 2 годам ребенок при подъеме по ступенькам пользуется приставным шагом, говорит уже около 200 слов, рисует каракули, понимает больше, чем может сказать, выполняет простые поручения;

к 3 годам – поднимается по лестнице чередующимся шагом, способен нарисовать круг, говорит предложениями из 4-6 слов

К 4 годам — сдерживать свое движение по команде, может нарисовать сюжетную картинку, задают множество вопросов, разговаривают сами с собой и игрушками

к 5 годам — хорошая координация движения рук и ног при ходьбе, ловят подпрыгивающий мяч, словарный запас растёт быстрыми темпами, они могут составить полное грамматически оформленное предложение, объяснить значение знакомых слов. Им нравится слушать музыку, чтение и рассказы взрослых.

К 6 годам ребенок может подпрыгивать на месте, чередуя ноги,

легко пользуется ножницами, вырезая различные фигуры, собирает пазлы. Говорит предложениями, может пересказать происходящее, научиться читать, писать. Выполняет сложные инструкции.

  • В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка? Многие считают, что ребенка надо баловать, во всем ему потакать, т. к. жизнь штука трудная, и пусть хотя бы детство будет радостным и «безотказным». Но так ли это на самом деле?

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными.

С грудным ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его — появляются слезы, малыш начинает капризничать.

Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным.

Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания.

У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований. Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» — «нельзя». У нас часто расходятся мнения свекрови и невестки в вопросах воспитания детей.

Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно». Это формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность.

Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания — «надо».

Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» — при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Непосильным для детей раннего возраста (1—3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо. Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Развитие самостоятельности.

Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых — он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий.

Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит — «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй».

Если малыш хочет есть сам, надо разрешать ему делать, но только тёплую пищу, чтоб он не мог обжечься, если прольёт или перевернёт чашку. Конечно ребёнок весь испачкается, поэтому многие мамочки стараются накормить его сами, что бы он не испачкал всё вокруг. Такой подход лишает ребёнка самостоятельности.

Многие дети просят маму дать им тесто, хотят катать и лепить. Надо дать кусочек теста и дать ему дощечку или коврик для теста, потому что тесто как пластилин для ребёнка, это будет развивать не только его ручную умелость, самостоятельность, но и приучать ребёнка к аккуратности.

Затем можно привлекать ребенка к общим семейным делам. Можно собраться всей семьей и провести генеральную уборку. Ребенку, конечно, следует поручать несложные задания, чтобы они не вызывали у него сильного чувства усталости.

Со временем дети привыкают к тому, что помогать родителям – это правильно. По мере взросления дети становятся главными помощниками в семье или же могут взять на себя практически все домашние хлопоты. В семьях с правильным воспитанием так всегда и происходит. Если дочка взрослеет, она берет на себя мытье посуды, стирку и уборку. Мама, в свою очередь, должна гордится ею.

Приучив детей к домашним делам, тем самым родители дают им бесценный жизненный опыт. В дальнейшем дети вырастают, женятся и выходят замуж. У них появляются свои семьи, где они, в свою очередь, будут обучать всему уже своих детей.

Можете ли вы быть образцом для подражания?

Обычно в 2—3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги. Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется, взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное.

Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых, ребенок учится многому: аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому.

  • Какие наиболее распространенные ошибки в воспитании детей до 3-х летнего возраста?

К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня.

Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». А ведь малыш только научился понимать взрослую речь — он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п.

Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать.

Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

«Срыв установки». Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки». Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач — ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие.

Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка.

Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности.

Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания.

Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность.

Ни в коем случае нельзя запугивать врачами, уколами

Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п. Когда ребёнок заболеет и надо будет лечиться ребёнок будет сопротивляться намного сильнее, чем бы это было без запугивания.

Ребенок плохо себя ведет.

Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие — это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы.

Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

За что и как нужно наказывать ребенка?

Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке»

Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним.

Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка.

  • Как подготовить ребёнка к посещению дошкольного образовательного учреждения?

— За 1-2 месяца до начала посещения детского сада постарайтесь начать приучать ребенка к режиму идентичному тому, который принят в детском саду. Чем раньше это будет сделано – тем лучше для малыша. Это позволит избежать в будущем многих капризов, связанных с нежеланием спать, есть и делать другие вещи в детсадовское время. Кроме того, когда кроха начнет посещать детский сад, этому режиму следует придерживаться не только в будни, но и в выходные дни.

-Поинтересуйтесь, чем кормят детишек в детском заведении, в которое вы собираетесь отдавать ребенка. Дома вы можете готовить подобные блюда и понемногу вводить их в рацион своего чада. В еде также старайтесь придерживаться детсадовского режима.

-Одной из самых больших проблем, с которым сталкиваются родители, дети которых идут в детское дошкольное учреждение – это неготовность ребенка отпускать родителей и оставаться один на один с новыми чужими людьми. Поэтому если у вас есть возможность, оставляйте иногда малыша на других родственников (папу, бабушку, крестных) хотя бы ненадолго. Постепенно малыш привыкнет справляться со всем самостоятельно.

-Стимулируйте общение вашего крохи с другими людьми, например, во время ежедневных прогулок. Старайтесь гулять на площадках, на которых гуляют малыши его возраста. Так ребенку будет проще адаптироваться в коллективе детского сада.

-Купите ребенку удобную одежду для детского сада. Особое внимание обратите на то, чтобы одежда легко снималась и одевалась. То же касается и обуви.

-Постарайтесь отучить малыша от вредных домашних привычек – от соски-пустышки, бутылок, укачиваний и прочего.

-Желательно приучить ребёнка к горшку.

Соблюдение этих простых правил поможет вам быстро и легко настроить малыша на посещение детского сада. Помимо этого, не забудьте настроиться сами на то, что ваш малыш взрослеет и теперь уже будет самостоятельно справляться со многими вещами в саду. И тогда и малыш будет получать удовольствие от посещения детского сада, и вы будете за него спокойны.

Ещё возникает вопрос: какое ДОУ ребёнок должен посещать массовое или специализированное. Это решают МППК, в которые входят врачи, дефектологи, психологи, и комиссионно подбирается профиль ДОУ.